1. Судебник царя Хаммурапи – общая характеристика. Правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация (не сохранилась) создана на втором году правления. Царь «установил право стране». Известные ЗХ относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст содержит три части: 1 часть - обширное введение, в котором Х. объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. 2 - статьи законов (282 статьи), 3 - обстоятельное заключение. В основу сборника положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др. Нормы группируются по предметам правового регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций. В кодексе содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи. Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь.
2. Преступление и наказание, суд и процесс по Судебнику Хаммурапи. Виды преступлений: • против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; • против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; • против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; • другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка). З.Х. знают следующие виды наказаний: • смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), • членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); • телесные наказания (нанесение ударов плетью); • другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника). Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину. Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия. Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда.
3. Законы Ману - общая характеристика. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. ЗМ принадлежит особое место среди дхармашастр. ЗМ закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в ЗМ выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В ЗМ прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
5. Государственный строй Древнего Вавилона. Древне-Вавилонское царство - централизованное государство. У царя сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Однако царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии (Ниппур, Сиппар и Вавилон) имели льготные грамоты, дававшие им привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую, судебную власть. Судебные функции выполняли наместники и правители местности, назначаемые царем. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды постепенно теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.
7. Реформы Солона. (Афины) Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц (разбогатевшие торговые и промышленные круги общества). Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии. Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину. Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание. Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов. Фактически, Солон сохранил, идущее от родового строя, деление афинского общества на 4 племени - филы. В течение 30 лет, установленный Солоном государственный строй сохранялся без изменений, но затем число архонтов было увеличено до 10 (было 9) 5 из них выбирались от эвпатридов (благородных), 3 от геоморов (земледельцев), 2 от демиургов (ремесленников). 8. Организация власти и правосудия в Древних Афинах. Высшая власть полиса - народное собрание (экклесия) полноправных граждан не моложе 20 лет. Место заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, внутр. и внешн. политика). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500: его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий. Функции совета 500: высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за должност. лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, выносил любое наказание (от штрафа до смерти). Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ. ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилевс (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники воинам, ведал преступлениями чужестранцев). Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором.
9. Организация власти и правосудия в Древней Спарте. На основании “Ликурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы: Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией. Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой. Компетенция герусии: • ведение текущих дел; • внесение законопроектов в апеллу. В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции. Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.
10. Учреждение государственной власти в республиканском Риме. В 509 г. до н.э. в Риме после изгнали последнего(7) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. В последующие пять веков республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление территориями. Это снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Народные собрания считались органами власти римского народа, но они не управляли государством. Сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета. Три вида народных собраний: · центуриатные (главная роль, принятие законов, избрание высших должностных лиц республики объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни) • трибутные (избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа) • куриатные (формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, со временем заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов).
Важная роль - сенат. Формально был совещательным органом, но компетенция была обширной. Контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний. Важные внешнеполитические полномочия сената. государственная должность – магистратура (избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов: • высшая (военная, заключали перемирие, право созывать сенат, народные собрания, издавать приказы, право суда); • общую (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Два консула - высшие магистраты возглавляли всю систему магистратур. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой.
12. Общая характеристика источников римского права. По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А в период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула - “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон - это бог, т.к. Бог карает людей за преступления. Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права - “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) - они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа - стремится к совершенству” - говорили юристы. В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида - эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы, вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право. Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.
14. Реформа Сервия Туллия. На смену полису приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Все свободное население Рима (и члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления положен размер земельного надела, которым владел человек. Каждый разряд выставлял вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (стали полит. единицей) - сотни. Народные собрания по центуриям (деление свободного населения по территориальному принципу 4 город. и 17 сельс. террит. округов - трибов). В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Реформы Сервия Туллия, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы - итог процесса образования государства, но не завершили его. В основе его дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы допустили плебеев к участию в народ. собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. 16. Раннефеодальная монархия в государстве франков. Главной чертой развития франкского общества являлось возникновение и развитие феодализма в его недрах. Франки вступали в эпоху феодализма в процессе разложения первобытно-общинного строя. В развитии феодализма прослеживаются две главные ступени: первая - VI-VII вв. - время монархии Меровингов; вторая - VIII – пер.пол. IX в. – монархия Каролингов. Монархия Меровингов. Феодальные распри сыновей Ходвига (королевство распадалось на отдельные, по существу независимые государства)оказали существенное влияние на социально-экономическое и государственное развитие страны. Знать щедро наделялась землей. Для королей это был единственный способ привлечь ее на свою сторону. Итогом явилось резкое усиление процесса "оседания дружины на землю". Этот процесс приобрел исключительно большие размеры. Быстро обогащалась церковь, земельные владения постоянно увеличивались. Усиление феодальной зависимости, ужесточение эксплуатации крестьян. Быстро возрастало число обезземеленных крестьян. В конце VII в. Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и пост майордома. Майордом возглавлял управление королевским дворцом. Постепенно правомочия расширялись настолько, что он становится фактическим главой государства. На рубеже VII-VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов. Реформа Карла Мартелла. Внес преобразование в социально-политическую структуру франкского общества, стремился укрепить центральную власть. Был отменен прежний порядок дарения земель в полную собственность. Реформа способствовала временному усилению центральной власти.
17. Право государства франков по Салической Правде (общая характеристика) Формирование государственности у франков сопровождалось созданием права. Наиболее типичным является СП, созданная в 507-511 гг. при правлении короля Хлодвига. Первоначальный текст СП до наст времени не сохранился. В течение ряда веков СП переписывалась, дополнялась и изменялась до нас времени дошло несколько вариантов СП, из кот наиболее близкой к первоначальному тексту считается Париж рукопись. СП характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический хар-р. Право действия и акты отличается формализмом. Основное содержание: • Нормы, посвященные судебному процессу и определенные штрафы за различные правонарушения. • Нормы гражданского права дают представление о процессе развития права собственности на землю. Часть земли - личные владения короля; крупные землевладения приближённых его; основная часть земли - у сельских общин. Дома и приусадебные участки - в индивидуальной собственности семьи. • Слабо освещаются обязательственные отношения (неразвиты товарно-денежные отношения и частная собственность). Упоминаются купля-продажа, ссуда, заём, наём, мена, дарение. Право собственности передаётся публично путём передачи вещи. Наследственное владение - аллод. Наследование по закону: движимое имущество наследовалось в порядке: дети, мать, братья и сёстры, сёстры матери, сёстры отца, ближ. родственники; недвижимое (земля) не наследовалось женщинами. По завещанию: путём дарения (аффатомии) публично в народном собрании; сначала имущество передавалось третьему лицу, которое через год после смерти завещателя передавало имущество указанному лицу. Брак заключался в форме покупки невесты. Похищение наказывалось штрафом. Препятствия к браку: другой законный брак, объявление лица вне закона, наличие близкого родства, несвободное состояние. Расторжения брака в "правде" нет. Жених вносил брачный дар, после смерти передавался детям. Основное внимание уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие).
18. Преступление и наказание по Салической правде. Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все преступления можно свести к 4-м видам: •Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. •Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). •Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). •Нарушение предписаний короля. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека). Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев, ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание "котелком”, от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников). Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.
19. Суд и процесс по Салической правде. Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы. Судебный процесс: Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство было одинаковым. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев , ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало “испытание котелком” , от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников. Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего.
20. Феодальное право Германии. «Каролина» 1532 г. В 11-15 вв. существует партикуляризм - возникают многочисленные разнородные правовые уклады (по кругу лиц или по территории): ленное право (споры между сюзереном и вассалами, между вассалами в суде феодала); дворовое право (судились крепостные при дворе господина); служилое (между слугами). Производились записи партикулярного права - Правовые книги (Саксонское зерцало, Зерцало немецких людей - Швабское зерцало), не имеющие официального характера. С 12 в. получает развитие городское право - право Любека, Магдебурга - чаще всего излагалось в письменном виде, являлось наиболее разработанным. Каноническое право регулировало деятельность католич. церкви, повлияло на сем. право. В 15-16 вв. появляются кафедры римского права. В 16 в. стало основным источником норм права во всех герм. судах. В отдель. землях продолж-ся процесс кодиф-ции зем. права. Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального права. Каролина определяет широкий круг наказуемых деяний, а также толкует такие понятия как: формы вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др. В основе ответственности лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: – за убийство - умалишенные (ст. 150); – за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть. Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца. Обстоятельства, смягчающие вину: -отсутствие умысла; -возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга. Отягчающие обстоятельства: -совершение преступления против лица особо высокого положения; -наличие “злого умысла”. Пособничество: –помощь до совершения преступления; –помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); –помощь после совершения преступления. Цель наказаний - устрашение. Наказания: –смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); –членовредительство и телесные наказания; –позорящие наказания; –изгнание из страны; –штрафы.
|
|